Диалектика
— наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло
в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже
античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего
существующего, поняла жизнь мира как процесс, осветила роль, какую в этом
процессе играет переход всякого свойства в противоположное {Гераклит, отчасти
милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не
применялся термин «Д.». Первоначально этим термином (dia-lektike techne — «искусство диалектики») обозначалось искусство диалога и спора: 1)
способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) лскусство
классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель, не понявший
Д. Гераклита, считает изобретателем ее Зенона Элейского, к-рый подверг анализу
противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.
Сам Аристотель отличает «Д.»*от «аналитики», как науку о вероятных мнениях от
науки о доказательстве. Платон. вслед за элеатами (Элейская школа) определяет
истинное бытие как тождественное и неизменное, тем на менее в диалогах «Софист»
и «Пар-менид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды
сущего могут мыслиться только т. обр., что каждый из них есть и не есть, равен
себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому
бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и
преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.
Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали
неоплатоники (Плотин, Прокл). В
философии феодального общества — в схоластике Д. стали называть
формальную логику, к-рая была противопоставлена риторике. На ранних стадиях
развития капиталистического общества диалектические идеи о «совпадении
противоположностей» выдвигают Николай Кузан-ский и Бруно. В новое время, несмотря
на господство метафизики, Декарт и Спиноза, первый — в своей космогонии, второй
— в учении о субстанции как о
самопричине, дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франции
выделяются богатством диалектических идей Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как
условие исторического развития, второй, кроме того, — противоречия в
совр. ему общественном сознании («Племянник
Рамо»). Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классический
идеализм, к-рый в отличие от
метафизического материализма
видел в действительности не только предмет познания, но и рассматривал ее как
предмет деятельности. Вместе с тем
незнание истинной, материальной, основы познания и деятельности субъекта
привело к ограниченности и ошибочности диалектических идей нем. идеалистов.
Первым пробил брешь в метафизике Нант. Он указал на
значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел —
впервые после Декарта — идею развития в познание природы. В теории
познания Кант развивает
диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако Д. разума, по Канту,
— иллюзия, и она устраняется как только мысль возвращается в
свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории
позпания (в «Наукоучении») Фихте развил
«антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические
идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов
природы. Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистическая Д.
Гегеля. Независимо от ложной концепции
Гегель «впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в
виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании
и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития»
(Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 23).
В отличие от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой
переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения
од-носторонни и ограниченны, т. е. со-деря;ат отрицание самих себя. Поэтому
Д. есть, согласно
Гегелю, «движущая душа всякого научпого развертывания мысли и представляет
собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и
необходимость». Результат Д. Гегеля далеко превзошел то значение, к-рое ей
отвел он сам. В учении Гегеля о необходимости, с какой все приходит к своему
отрицанию, заключалось революционизирующее жизнь и мысль начало, в силу
к-рого передовые мыслители
видели в Д.
Гегеля «алгебру революции» (Герцен). Истинно научное понимание Д.
было создано только Марксом и Энгель сом. Отбросив идеалистическое со
держание философии Гегеля, on и построили Д. на основе материалистического понимания исторического
процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в
природе, обществе п мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы
развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь
только по форме.
Поэтому
материалистическая Д. не только «онтологическое», но и гносеологическое
учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в
становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в
процессе развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они
станут. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической Д.
как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря
на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Гл. категорией
материалистической Д. является противоречие. В учении о противоречиях она
вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко
всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем
перехода количественных изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки,
отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания,
повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния.
Именно такое понимание развития отличает Д. от всякого рода вульгарно-эволюционистских
взглядов, к-рые характерны для совр. буржуазных и реформистских теорий.
Материалистическая Д. представляет собой философский метод исследования природы
и общества. Только с позиций Д. можно понять сложный, полный противоречий путь
становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов
абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних
форм обобщения к др., более глубоким. Революционное существо
материалистической Д., не мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает
ее орудием практического преобразования общества, помогающим объективно
учитывать исторические потребности общественного развития, несоответствие
старых форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам,
способствующим прогрессу человечества. Стратегия и тактика борьбы за коммунизм
строятся в полном соответствии с диалектико-материалистическим миросозерцанием
(Диалектическая логика).