Джентиле
Джованни (1875— 1944) — итал. философ и политик. Проф. Римского ун-та; министр
просвещения в правительстве Муссолини. В работе «Философия Маркса» (1899)
выступил с критикой марксизма. Д. также подверг пересмотру учение Гегеля,
устранил из него природу и объективную идею и создал систему «актуализма» —
субъективно-идеалистическую разновидность неогегельянства. Все сущее, по Д.,
— результат движения мыслящей мысли. Мысль всегда актуальна, активна; ее
творчество не связано условиями пространства и времени. Порождаемая ею материя
мертва, инертна, хотя и находится в единстве с мыслью. Чтобы избежать
солипсизма, Д. вводит понятие универсального «Я». Реальность не тождественна
идеям индивидуального сознания, а есть чистое мышление сверхличного
трансцендентального начала во вселенной, преодолевающего в процессе
становления все противоположности. В своих социально-политических взглядах Д.
эволюционировал от либерализма к фашизму. Субъективизм и волюнтаризм философии
Д. стали одной из основ идеологии итал. фашизма. Осн. работы: «Реформа гегелевской
диалектики» (1913), «Система логики как теория познания» (1917).
Джине Джемс
Хепвуд (1877— 1946) — англ. физик и астрофизик, популяризатор науки; по философским
взглядам — видный представитель совр. «физического» идеализма. Автор ряда
исследований по теоретической физике, астрофизике и космогонии. В 20—30-х гг.
20 в. большой популярностью пользовалась выдвинутая Д. катастрофаль-ная
гипотеза происхождения солнечной системы в результате тесного сближения Солнца
с другой звездой. В свете этой гипотезы (оказавшейся несостоятельной)
планетные системы должны представлять собой исключительно редкое и случайное
явление во вселенной. Д. стремился использовать для обоснования идеализма
теорию относительности, квантовую теорию и др. достижения совр. физики.