Достоевской
Федор Михайлович (1821—81) — рус. писатель, один из выдающихся представителей
критического реализма. Разночинец по социальному положению, Д. в 40-е гг. был
близок к Белинскому и находился под влиянием идей утопического социализма. За
участие в кружке петрашевцев Д. был приговорен к смертной казни, замененной
каторгой и последующей солдатской службой (1849—59). В первых же произведениях
Д. выступил как художник-гуманист, защитник «униженных и оскорбленных».
Любовь к простому человеку, ненависть к буржуазному хищничеству и аморализму
были определяющими чертами всего творчества писателя. Мировоззрение Д. было
противоречивым. Поражение революции 1848 в Европе и тяжелая личная драма духовно
надломили писателя. В развивавшейся им в 60—70-е гг. теории Д. утверждал (в
духе неославянофилов) идею особой религиозной предназначенности рус. народа
как спасителя человечества, указывающего путь к осуществлению «царства небесного»
на земле. В этот период Д. критикует материализм и атеизм, выступает против
революционных демократов и социализма (к-рый он представлял себе в форме уравнительного
мелкобуржуазного социализма). В центре внимания Д. этические проблемы.
Ограничив гуманизм заботой о духовном освобождении личности, Д. не сумел в
своих взглядах подняться выше идеи нравственного самоусовершенствования
личности. Огромный талант, чувство художественной правды позволили Д. дать
беспощадный критический анализ рус. жизни, показать трагедию социальных низов
в условиях самодержавия и капиталистической эксплуатации («Бедные люди»,
«Униженные и оскорблен* ные», «Братья Карамазовы» и др.). В этом, как указывала
марксистская критика (Горький, Луначарский и др.), заключается объективное значение
творчества писателя. Попытки буржуазных философов (Бердяег, Лосский, А.
Масейна, И. Богатек и др.) представить Д. исключительно как религиозного
мистика, персоналиста, экзистепциалиста и т. п. являются грубым искажением
наследия Д.