Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

фический характер (Антагонистиче­ские и неантагонистические проти­воречия). Категория диалектическо­го противоречия имеет важное мето­дологическое значение и для совр. естествознания, к-рое все чаще стал­кивается с противоречивой приро­дой объектов. Марксизм-ленинизм доказал, что коммунизм сделает категорию противоречия достояпием образа мыслей, вытекающего из це­лостного освоения мира человеком, у к-рого нет больше причин бояться противоречий или мешать их разре­шению.

Единство и многообразие мира. Единство мира заключается в его материальности, в том, что все су­ществующие в мире предметы и яв­ления представляют собой различ­ные виды или свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой мате­рии, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира находит свое выражение во всеобщей связи явлений и предме­тов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, спо­собность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалекти­ческих закономерностей бытия, дей­ствующих на всех уровнях струк­турной организации материи. Но единство мира нельзя попимать как единообразие его строения, как про­стое бесконечное повторение суще­ствующего и подчипепие всего одинаковым специфическим зако­нам. В природе существует бесчис­ленное множество качественно раз-личвгых уровней структурной орга­низации материи, на каждом из к-рых материя обладает различны­ми свойствами, строением и подчи­няется разным специфическим за­конам движения. В пастоящее вре­мя известно несколько таких уров­ней, соответствующих различным масштабам: атомные ядра и элемен­тарные частицы, атомы и молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков. Коли­чественное и качественное многооб­разие явлений природы не представ­ляет собой непреодолимого препят­ствия для их достоверного позна­ния. Основываясь на единстве явле­ний природы, наличии в мире об­щих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного, в преходящем — стороны вечного.

Ереси (греч. — особое вероуче­ние) — различные отклонения от официального вероучения к.-л. ре­лигии, оппозиционные или враждеб­ные ему. Е. служили религиозной оболочкой социального протеста на­родных масс против правящих слоев феодального общества, поддержи­ваемых католической церковью. Первые христианские ереси — моп-танизм, иудео-христианство, гности­цизм — возникли во 2—3 вв. и были направлены против устанавливае­мых христианских догматов. Ариан­ство, несторианство, монофизитство относятся к 4—5 вв., когда христиан­ство стало государственной религией римской империи. Расцвет Е. прихо­дится на средние века — время наи^-большего слияния католической церкви с эксплуататорскими класса­ми феодального об-ва и ее могуще­ства (богомилы, вальдепсы, альби­гойцы, беггарды, лоларды, табориты и др.). Значение еретического дви­жения было велико, оно подготавли­вало крушение феодального строя в ряде стран Зап. Европы. Особенно выделяются в этом отношении кре­стьянски-плебейские Е., к-рые ста­новились знаменем крестьянских восстаний, идеологически вооружая народные массы. С возникновением капитализма Е. теряют свой боевой характер, перерождаясь в религиоз­ное сектантство.

Естественное право — учение об идеальном, независимом от государ­ства праве, вытекающем будто бы из разума и «природы» человека. Идеи Е. п. были выдвинуты уже в античную эпоху (Сократ, Платон и др.), в средние века Е. п. счита­лось разновидностью божественного закона (Фома Аквинский). Наиболь­шее распространение идеи Е. п. по­лучили в период буржуазных рево­