Добро
пожаловать
на наш сайт
посвященный
философии
 
Философик

Гуманизм (лат. humanus — чело­вечный) — совокупность взглядов, выражающих уважение к достоин­ству человека, заботу о благе лю­дей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для чело­века условий общественной жизни. Первоначально идеи Г. вырабатыва­лись народными массами стихийно в борьбе с эксплуатацией и нрав­ственными пороками. Как оформ­ленное идейное движение Г. скла­дывается в эпоху Возрождения (14—16 вв.). В этот период Г. зани­мает большое место в идеологии буржуазии, боровшейся против фео­дализма и теологических взглядов средневековья, тесно связан с про­грессивными материалистическими воззрениями. Гуманисты провозгла­сили свободу человеческой лично­сти, выступали против религиозного аскетизма за право человека па на­слаждение и удовлетворение зем­ных потребностей. Крупнейшие гу­манисты эпохи Возрождения Пет­рарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Рабле, Монтень, Коперник, Шек­спир, Ф. Бэкон и др. сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения, но они были далеки от парода, от трудящихся, враж­дебно относились к революционным движениям угнетенных. Лишь такие мыслители, как Т. Мор и Т. Кампа-иелла, выражали интересы трудя­щихся масс. Буржуазный Г. достиг своего расцвета в произведениях просветителей 18 в., провозгласив­ших лозунги свободы, равенства и братства, защищавших право людей на беспрепятственное развитие их «естественной природы». Однако да­же в лучших своих проявлениях бур­жуазный Г. ограничен, т. к. он но затрагивает материальных условии жизни трудящихся, игнорирует во­прос о действительней их свободе, основывает гуманистические идеа­лы па частной собственности и ин­дивидуализме. Отсюда неразреши­мое для буржуазии противоречие между лозунгами Г. и их реаль­ным осуществлением в капитали­стическом об-ве. Рассуждения совр. идеологов буржуазии о Г., как пра­вило, имеют своей целью скрыть действительные пороки капитализ­ма, его античеловеческую сущность. Что касается представителей утопи­ческого социализма, то они видели антигуманистический характер ка­питализма, критиковали его пороки, но, не зная объективных законов ис­тории, не могли вскрыть реальных путей и средств достижения спра­ведливого об-ва. Качественно новым Г. является Г. социалистический. Его теоретическую основу составля­ют марксистско-ленинская филосо­фия и теория научного коммунизма, доказавшие, что необходимой пред­посылкой для всестороннего и гар­моничного развития всех людей, для подлинной свободы личности яв­ляется освобождение трудящихся от социального угнетения, построе­ние коммунизма. Социалистический Г. есть идеология пролетариата, ибо только этот класс своей борьбой про­тив эксплуататорских классов, за коммунизм создает все необходимые условия для торжества гуманисти­ческих идеалов человечества. Со­циализм, ' уничтожая частную соб­ственность, эксплуатацию человека человеком, устанавливает между людьми подлинно гуманные отноше­ния: человек человеку друг, товарищ и брат. Высшим воплощением Г. является коммунизм, об-во, гдо ликвидируются остатки всякого не­равенства, устанавливается высшее выражение справедливости — прин­цип «От каждого — по способно­стям, кагкдому — по потребностям», создаются все условия для всесто­роннего развития каждой личности. Коммунизм избавляет «всех людей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на зем- \ ле Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов» (Программа КПСС). Понятие Г. упо­требляется также для характери­стики культуры а идеологии эпохи Возрождения.